Дорогие друзья! Сообщество Нейробудущее подготовило для Популяризации науки интереснейший пост об иллюзиях. Автор статьи — Илья Захаров, психофизиолог, аспирант кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ.
Иллюзии
Окружающий мир дан нам в ощущениях, и мы никуда не сможем деться от зрительных, слуховых, тактильных и т. д. образов. Даже результаты работы точнейших и сложнейших приборов мы, в конечном итоге, видим глазами. Но наше восприятие — совсем не такой точный инструмент, как многие привыкли думать.
Даже не будет говорить, что цветов в природе не существуют, а есть только длины волн. Но со школы мы привыкли, что каждой длине волны как раз-таки соответствует свой цвет.
Проверим? Посмотрите на рисунок 1. Сравните цвета квадрата А и квадрата Б. Несмотря на то, что для нас очевидна разница в оттенках серого, с физической точки зрения они отражают волны совершенно одинаковой длины. Проверьте это, закрыв чем-нибудь все, кроме самих квадратов. (Еще один вариант см. рис 1*)
Ок, эту иллюзию многие видели. Да она и не про цвета. Теперь взгляните на рисунок 2. С цветами ситуация очень похожа. Желтый и коричневый квадрат на боковой и верхней гранях соответственно тоже отражают одно и то же количество цвета. Если теперь вы закроете все, кроме них, для вас это станет очевидным.
Наш глаз ориентируется не на абсолютные длины волн, а на относительную освещеннность, причем необходимые вычисления производятся глазом на ранних этапах обработки информации. Дело в том, что мир и цвета в нем должны оставаться стабильными, а различия в количестве отраженного цвета на ярком солнце и в темном помещении могут быть очень большими. Наш зрительная система автоматически и незаметно для нас осуществляет определение «баланса белого», хорошего знакомого многим в наше фотографическое время. Любопытно, кстати, какой была реакция людей, когда они осознавали всю условность цвета. Почитайте, например, про Ренуара и про то, как вначале воспринимались его картины. Но это уже другая история.
Вообще, стоит уточнить также, что представления о том, что наш глаз изначально воспринимает три цвета, красный, зеленый и синий, из которых получаются все остальные, также является несколько упрощенным.
Согласно классической точке зрения, цветовое зрение развилось у нас для того, чтобы удобнее было отличать свежую пищу от гнилой (в первую очередь это касается фруктов и овощей). Однако оказывается, что если присмотреться к спектрам чувствительности разных типов колбочек в сетчатке нашего глаза, окажется, что различия между колбочками, чувствительными к красному и зеленому цвету, не совсем небольшие. С точки зрения современного исследователя зрения Марка Чангизи это может быть связано с тем, что наше цветовое зрение формировалось для восприятия эмоциональных выражений лиц своих сородичей. В различных состояний приток крови к нашему лицу меняется, и эти изменения хорошо совпадают со спектрами максимальной чувствительности колбочек нашего глаза.
Но вернемся к иллюзиям.
Иллюзии, связанные с более высокими уровнями обработки информации показывают замечательное свойство нашего восприятия — оно уже настроено на восприятие определенных вещей.
Мы вообще не так редко видим вещи, которых не существует. Взгляните на рисунки 3 и 4 — с разной степенью отчетливости каждый из вас видит контуры, там, где на самом деле пустота. А поверхность получающейся при этом фигуры становится белее белого.
А теперь посмотрите на эту фотографию (рис.5, 6) — обе фигуры человека одинакового размера. Все дело в готовности постоянно видеть глубину в изображении.
Контуры, текстуры поверхности, глубина — это, если хотите, априорные категории, которые определяют, что же мы увидим. Считается, что эти категории во многом заданы работой конкретных мозговых структур в мозге, выполняющих обработку информации о разных характеристиках окружающего мира.
Самое поразительное, что при этом наше восприятие носит также вероятностный характер. Мы видим то, что наиболее вероятно увидеть в данной ситуации. Если равновероятны несколько вариантов — мы попеременно видим то одно, то другое. Яркая иллюстрация — двойственные изображения Сальвадора Дали (рис.7, 8). Готовность подстроить свое восприятие под самый вероятный вариант приводит к формированию одних из самых поразительных на сегодняшний день иллюзий. Например,, образ нашего тела, оказывается, не так уж стабилен. В экспериментах с резиновой рукой (см. видео http://www. youtube. com/watch? v=sxwn1w7MJvk) настоящую руку человека прячут за шторку, а на ее место кладут резиновый протез. Одновременно прикасаясь к настоящей и резиновой руке, у человека можно создать ощущение, что протез — это тоже часть нашего тела. Если к этому протезу резко прикоснуться (или ударить его молотком), ощущений будет не сильно меньше, чем если бы это происходило с настоящей рукой.
Эти и другие иллюзии показывают, насколько наше восприятие окружающего мира условно. Но это и не страшно. Наши органы чувств формировались в эволюции не для того, чтобы создавать самое точное отображение реальности, а для того, чтобы давать нам возможность адекватно ориентироваться в значимых именно для нашего вида событиях. И судя по истории вида, с этим мы справляемся довольно успешно.
Ну, и напоследок, прекрасный ролик с иллюзиями.